Венеция – это город с богатой историей и хорошо известен своей архитектурой, особенно своими арочными мостами. Гранд - канал является основным каналом Венеции и проходит через центр острова, разделяя город на две части. До 1853 года, когда был построен мост Академия (Ponte dell’Accademia), единственным пересечением через этот канал был мост Риальто (Ponte de Rialto). В 1859 году был построен еще один мост, названный в честь кармелитских монахов, мост Босоногих (Ponte dei Scalzi), который стал третьим. Мост Конституции (Ponte della Costituzione) является четвертым мостом через Гранд - канал.

Мост Конституции

Мост соединяет железнодорожный вокзал Санта-Лючия (Santa Lucia) с площадью Рима (Piazzale Roma), на которой находится городской автовокзал. Автором проекта выступил знаменитый испанский архитектор и художник Сантьяго Калатрава. Мост был перемещен на место в июле 2007 года, несмотря на протесты политиков и широкой общественности. Мост был установлен в 2008году и открыт в ночь 11 сентября 2008 года. Официальное название мост получил в ознаменование 60й годовщины Конституции Италии. Туристы и венецианцы не называют его мостом Конституции, а известен он там как мост Калатравы (Ponte di Calatrava), или динозавра, так как структура моста похожа на позвоночник гиганта юрского периода.

Мост Конституции

Когда архитектора спросили, почему в своих работах он вдохновляется анатомией человека или животного, Калатрава ответил: "Мигель Анхель сказал, что архитектура зависит от органов человека. Вот почему тот, кто не понимает, анатомии, вряд ли сможет быть хорошим архитектором».
Мост, представлен легкой и гибкой стальной конструкцией, которая напоминает с некоторых углов открытое крыло птицы.

Мост Конституции

Арочный пролет длинной 80,8 м, возвышающийся над каналом, имеет максимальную высоту 4,67 м. Таким образом при проектировании архитектор использовал соотношение 16:1. Традиционно мосты в Венеции имеют намного круче подъем арок в соотношении 7:1.

Мост Конституции

Такое соотношение было использовано, ввиду плохих почвенных условий, но и оно дает большие горизонтальные усилия, которым необходимо сопротивление фундамента. Поэтому перед строительством грунт был усилен, и было использовано несколько свай свыше 20м. Сваи забиты в плотные коренные породы ниже аллювиальных слоев и обеспечивающие значительное сопротивление, однако и они все еще подвергаются оседанию.
Также решением проблемы больших горизонтальных усилий было создание постоянной подъемной системы на мосту и ее мониторинг, который постоянно измеряет перемещения фундамента. Если перемещения будут свыше 20мм и зарегистрированы на обеих сторонах канала, тогда будет использован гидравлический домкрат, приводящий мост обратно в первоначальную форму. Домкрат установлен постоянно на мосту между устоями и стальной конструкцией, которая находится в устоях. При необходимости он толкает расширенную сталь так, что форма арки восстанавливается.

Мост Конституции

Главная конструкция состоит из центральной стальной коробчатой балки треугольного сечения, которая изменяется в размерах вдоль всей длины арки. Под этой главной аркой находится нижняя арка, состоящая из двух стальных трубок и имеющая разный радиус. Обе арки соединяются и в сечении напоминают форму звезды. Нижняя арка также поддерживает мостовое полотно, которое крепится консольно от главной арки.

Мост Конституции

Мостовое полотно имеет различную ширину. Так в середине пролета ширина 9 м сужается к устоям моста до 6,5 м. Эта деталь проекта позволяет, некоторым пешеходам задерживаться на мосту, чтобы полюбоваться видами, открывающимися с моста Конституции, при этом, не мешая другим пешеходам проходить по центральной дорожке.

Мост Конституции

Высота мостового полотна также различная, в центре глубже, чем на упорах, в отличие от мостов Риальто и Скальци, где наибольшая высота на устоях моста, которая помогает свести к минимуму горизонтальные усилия.
Лестница на мосту вымощена из истрийского камня, традиционного для Венеции, перемежающийся со ступенями из закаленного стекла, освещенных снизу флуоресцентной подсветкой. Парапеты также из закаленного стекла, заканчивающиеся бронзовыми поручнями со скрытым освещением.

Мост Конституции

Мост Конституции

Мост Конституции

В таком оживленном районе с большим движением на канале, любые продолжительные строительные работы могли вызвать огромные проблемы. Поэтому возведение моста состоялось в течение нескольких дней и движение судов приостанавливалось только в течение двух ночей.
В январе 2007 года началось строительство моста. Первым шагом было подготовка фундамента, что включало в себя укрепление земли из-за плохих геологических условий. Сваи были тогда вбиты в землю и значительно усилены перед заливкой бетона. Когда строительство опор было завершено, можно было доставлять на место стальные конструкции.

Мост Конституции

Мост Конституции

Арка состояла из трех частей, двух боковых и одного центрального пролета. Все стальные конструкции были собраны на месте, так чтобы их легко можно было доставить баржами.

Мост Конституции

Боковые части, привезенные каждая на отдельной барже вдоль канала, в свое местоположение были установлены краном. Каждая секция была около 15 м в длину и весила около 100 т.

Мост Конституции

Мост Конституции

Мост Конституции

Мост Конституции

Для поддержки стальной фермы были использованы временные подмости со свайным фундаментом для устойчивости, а также в устои были установлены гидравлические подъемные системы для управления за геометрическими характеристиками секций.

Мост Конституции

Центральную секцию перевозили в середине ночи, чтобы минимизировать нарушения в движении навигации, а самое главное во время отлива, чтобы баржи смогли пройти под другими мостами.

Мост Конституции

Мост Конституции

Мост Конституции

Центральная секция была длинной около 60 м и весила около 270 т. После доставки на место конструкция была поднята наверх гидравлическими домкратами выше уже установленных частей, а затем опущена на место.

Мост Конституции

Мост Конституции

Мост Конституции

Секции были быстро сварены. После сварки временные подмости были удалены.
Пока все части конструкции не были соединены в единое целое, центральная часть испытывала высокое напряжение и вела себя как балка, а не как арка, поэтому для решения этой проблемы были использованы натяжные канаты вдоль всей арки. Три каната были натянуты вдоль всей конструкции, до тех пор, пока все части не были объединены воедино.

Мост Конституции

Мост Конституции

После арка была протестирована асимметричными нагрузками, а затем на нее положили настил, установили перила с поручнями и вмонтировали светодиодное освещение.

Мост Конституции

В процессе строительства мост не раз подвергался серьёзной критике. Главными критикуемыми моментами были модернистская архитектура моста, плохо вписывающаяся в венецианский архитектурный ансамбль; неудачный выбор места вблизи моста Скальци (мост Босоногих) (расстояние между другими мостами Венеции намного больше) и отсутствие возможности преодолевать его инвалидам-колясочникам. Последний повод для критики был устранён уже в процессе эксплуатации моста в 2010году, путём сооружения специальных лифтов для инвалидов, что повлекло за собой огромные расходы.

Мост Конституции

Официально бюджет моста составил 6,7млн. евро, но фактически эта цифра была намного больше около 10,7 млн., а специальный лифт – в 1,8 млн. евро.
Протесты и критика, вылившиеся в целую серию митингов против нового моста, привели к тому, что власти отменили торжественное открытие моста, и он был открыт без каких-либо церемоний.
Но до сих пор споры продолжаются. Так не раз поступали жалобы, что пешеходы частенько подворачивают на нем ноги, кто говорит, что это из-за непостоянства размера ступеней и их частичной прозрачностью, кто то – что ступени скользкие после дождя.

Мост Конституции

И в техническом обслуживании мост весьма дорогой, так чтобы заменить каждую поврежденную ступень необходимо от 4 до 7 тыс. евро, т.к. ступени разные и нет возможности их изготавливать на заводе, они каждый раз собираются вручную. И на данный момент нарушено около 14 ступеней, из-за постоянной езды по ним чемоданов. В связи, с чем поступают предложения заменить стекло на пластик, но архитектурная организация не разрешает, так как "мост света" уже не будет таким каким должен быть по замыслу Калатравы. А мэр города вообще грозиться его закрыть и "превратить его в произведение искусства".
Так что этот "мост споров", пока еще до конца не оценен и наверное должно пройти не один десяток лет, чтобы консервативные венецианцы, признали его! Хотя все гениальное не сразу находит понимания.

Мост Конституции