ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ по охране труда для машинистов машин для забивки и погружения свай
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда для машинистов машин для забивки и погружения свай
ТОИ Р-66-35-95
Датавведения 01.07.95
РАЗРАБОТАНЫ АОЗТЦНИИОМТП (В.Н. Пивовар, В.Ф. Новиков,Н.Д. Левинсон) при участии АК «Электромонтаж» (В.Н. Мелкозеров, В.И. Кабанов, В.А. Бычков), РАО ЕЭС России (В.В. Подойма) и других организаций,акционерных обществ, концернов, корпораций и объединений.
Взамен ранеедействующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами иведомствами.
Типовыеинструкции разработаны с учетом Основ законодательства Российской Федерации обохране труда и действующих нормативных документов по охране труда.
Предназначеныдля организаций строительства, предприятий промышленности строительныхматериалов и жилищно-коммунального хозяйства.
ПОДГОТОВЛЕНЫ КУТВЕРЖДЕНИЮ Главэкономикой Минстроя России (канд. техн. наук В.А. Алексеев, инж. В.К. Ягодин).
УТВЕРЖДЕНЫпостановлением Минстроя России от 13 марта 1995 г. № 18-22.
ПРЕДИСЛОВИЕ
В соответствии с действующимзаконодательством по охране труда на работников организаций и предприятий (впределах порученных им участков работ) возлагается выполнение требованийинструкций по охране труда, которые утверждаются руководителями этихорганизаций и предприятий совместно с профсоюзными комитетами. Указанныеинструкции являются нормативными документами и обязательны для выполнения впроцессе труда работниками этих предприятий.
В целях унификациитребований инструкций по охране труда специализированными организациямиразрабатываются типовые инструкции по охране труда, которые утверждаютсяминистерствами и ведомствами и согласовываются с профсоюзами.
Настоящие типовые инструкцииразработаны в соответствии с «Положением о порядке разработки и утвержденияправил и инструкций по охране труда» Минтруда России с учетом строительных норми правил Российской Федерации, других нормативных документов, содержащихтребования по охране труда, утверждаемых органами федеральной власти РоссийскойФедерации, взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных союзнымиминистерствами и ведомствами. Типовые инструкции охватывают наиболее массовыепрофессии работников строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Дляудобства пользования общие требования охраны труда, предъявляемые к работникам,выделены в отдельную инструкцию. Остальные инструкции составлены по видамвыполняемых работ или наименованиям профессий работников, предусмотренных ЕТКСдля этих профессий.
Машинисты машиндля забивки и погружения свай (далее — «машинисты»)при производстве работ согласно имеющейсяквалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в «Типовой инструкции по охране труда для работниковстроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства», настоящей типовой инструкции, разработанной с учетом строительныхнорм и правил Российской Федерации, а такжетребования инструкций заводов-изготовителей поэксплуатации машин для забивки и погружения свай (далее — «машин»).
Требования безопасности перед началом работы
1. Перед началомработы машинист обязан:
а)предъявить руководителю удостоверение о проверкезнаний безопасных методов работ, получить задание и пройти инструктаж нарабочем месте по спецификевыполняемых работ;
б)надеть спецодежду, спецобувь и каску установленногообразца.
2. Послеполучения задания машинистобязан:
а) осмотреть с руководителем работ место расположения подземныхкоммуникаций и сооружений, которые должны быть обозначены флажками или ветками;
б) уточнитьпоследовательность выполнения свайных работ имеры по обеспечению безопасности;
в) провести ежесменноеобслуживание согласно инструкции по эксплуатации машины;
г) предупредить о запускедвигателя работников, обслуживающих машину илинаходящихся взоне ее работы, и убедиться, что рычаг переключения передач находится внейтральном положении;
д) произвести запуск двигателя(при наличии устройств, выключающих трансмиссию и исключающих обратный ходвращаемых элементов — вне кабины);
е) проверить после запускадвигателя на холостом ходу работу всех механизмов и на малом ходу работутормозов;
ж) убедиться в наличии ограждений опасной зоны ипредупредительных плакатов, достаточной освещенности площадки,а также в отсутствии посторонних лиц в зоне свайных работ.
3. Машинист недолжен приступать к работе при следующих нарушенияхтребований безопасности:
а) неисправности механизмов, а также наличии дефектовметаллоконструкций или канатов, при которых запрещаетсяэксплуатация машины;
б) наличии дефектов грузозахватныхприспособлений или несоответствии их характеру выполняемых работ;
в)несоответствии характеристик машины по грузоподъемности и вылету стрелыусловиям работы;
г) отсутствииили неисправности сигнального устройства;
д) наличиивидимых повреждений железобетонных свай;
е) недостаточнойосвещенности места производства работ. Обнаруженные неисправности следуетустранить собственными силами, а при невозможности сделать это машинист обязансообщить о них лицу, ответственному за безопасноепроизводство работ, а также лицу, ответственному за содержание машины висправном состоянии.
Требования безопасности во время работы
4. Передвигатьмашину необходимо при опущенном молоте по спланированной площадке.
5. Подтаскиватьсваи следует только через отводной блок, закрепленный у основания машины, и попрямой линии в пределах видимости машиниста.
6. При подъемесваю необходимо удерживать от раскачивания и вращения при помощи расчалок.
7. Подниматьсвайный молот и сваи следует последовательно. Одновременный подъем молота исваи не допускается.
8. Перед пускомв действие свайного молота машинист обязан подать звуковой сигнал.
9. При поднятиии опускании молота на агрегате поршень должен находиться в нижнем положении, анаголовник молота - оборудован деревянными вкладышами-амортизаторами.
10. При запускеи работе молота машинист обязан следить, чтобы копровщик находился не ближе 4 мот молота.
11. Изменятьнаклон копровой стрелы при установке свай следует при закреплении дизель-молотав нижнем положении.
12. Машинистузапрещается:
а) допускать кстроповке свай лиц, не имеющих удостоверение копровщика и не закрепленных заданной машиной;
б) подниматьсваю, масса которой превышает грузоподъемность агрегата;
в) подниматьбазовой машиной другие грузы, кроме деталей и узлов навесного оборудования;
г) подниматьсваю и молот одновременно;
д) подтаскиватьсваи, зажатые другими материалами или изделиями, примерзшие к земле, а такжеуложенные в штабель свыше двух рядов;
е) подниматьжелезобетонные сваи с оторванными монтажными петлями;
ж) оставлятьсваю и молот на весу в случае временного прекращения работы;
з) передаватьуправление агрегатом лицу, не имеющему на это соответствующего удостоверения;
и) ослаблятьканат, на котором удерживается свая, до установки на нее дизель-молота;
к) опускатьмолот или сваю при полном расторможении барабана лебедки с последующимподхватом на тормоз в конце спуска;
л) снимать молотсо сваи, если последняя забита менее чем на 1/3своей длины;
м) оставлять без присмотрамашину во время работы молота;
н) работать неисправныммолотом;
о) обслуживать иремонтировать молот при поднятом и не застопоренном цилиндре или поршне;
п) принимать участие в работепо срезке и удалению оголовков свай без оформленного наряда-допуска.
13. При перемещении и установке машины вблизи выемок машинистдолжен соблюдать безопасные расстояния от подошвы откоса до ближайшей опорымашины не менее указанных ниже.
Глубина выемки, м
Расстояние по горизонтали от полошвы откоса до ближайшей опоры, м, при грунте
песчаном
супесчаном
суглинистом
глинистом
1
1,5
1,15
1,00
1,00
2
3,0
2,40
2,00
1,50
3
4,0
3,60
3,25
1,75
4
5,0
4,40
4,00
3,00
5
6,0
5,30
4,75
3,50
Требования безопасности в аварийных ситуациях
14. При изменении погодных условий(снегопад, туман или дождь), ухудшающих видимость в пределах фронта работ, а также усилении ветра до скорости 15 м/с и более работы необходимо прекратить и доложить обэтом руководителю работ.
15. При появлении признаков неисправности двигателя, гидросистемы илиподъемного механизма, а также признаков разрушениясваи работу необходимоприостановить и принять меры к устранению неисправностей.
16. В случае отклонения забиваемой сваиот проектного положения или ее разрушения в процессе забивки следует выдернутьтакую сваю с помощью молота двойного действия или вибропогружателя, если машинаоборудована таким агрегатом
Требования безопасности по окончании работы
17. По окончанииработы машинист обязан:
а) опуститьмолот в нижнее положение, и закрепить его на стреле копра. Если свая заведенапод копер, тодизель-молот опустить на сваю и закрепить вместе с ней;
б) поставитьмашину на стоянку;
в) выключить изапереть все пусковые приспособления машины;
г) снять все съемные грузозахватные приспособления, очистить их и сложить в отведенное для хранения место;
д) очистить, протереть иубрать инструмент в предназначенное для этого место;
е) привести в порядок рабочееместо;
ж) сообщитьруководителю работ и ответственному за содержание машины в исправном состояниио всех неполадках, возникших во время работы.